Поэтому и есть такое понятие как исходный код. Где уже все подробно описано (на языке программирования).
Можно совершенно спокойно обходиться и без исходников. Есть такое понятие - reverse engineering. Юзаешь отладчик и/или интерактивный дизассемблер, анализируешь. Это как кроссворд решать. Чем больше строк/столбцов решил - тем проще решать все остальные. Ну а дальше - дело техники, работа с бинарниками не так уж сложна (пусть и не очень удобна).
Скажем, для того же Д2 в паблик ни у кого нет исходников. Однако это не мешает мне на нашем сервере изменять игровую механику так, как мне захочется.
Те же ПТС-"сборки" представляют из себя ничто иное, как оригинальный ПТС + экстендер (полученный как раз после реверса оригинального ПТСа). Да и эмуляторы ("Явы", ну и дурацкое же название) тоже во многом базируются на информации, полученной путём реверса.
Кстати, ПТС С4 - очень простой и приятный для реверса (говорю это как человек, довольно много занимавшийся в прошлом как раз реверсом этой штуки в качестве развлечения).
Другое дело, что реверс - процесс всё-таки не очень-то быстрый, требующий определённого уровня знаний и опыта, которым далеко не каждый программист обладает. И очень важно иметь хорошее представление о самой игре, без этого всё будет долго, нудно и печально. Банально не увидишь соответствия между теми или иными алгоритмами/структурами данных и игровыми сущностями/механиками.
Да только фишка в том, что эти требования вполне справедливы и при наличии исходников (хоть и существенно мягче). Как ни крути, но для того, чтобы серьёзная работа была выполнена в приемлемый срок - недостаточно иметь просто программиста. Нужен программист(ы), имеющий достаточные знания об устройстве и работе игр/игровых серверов в целом и Л2 в частности, имеющий достаточный опыт игры (ты, в принципе, об этом и говорил, но всё же несколько недооценил нужду в подобном специалисте). Сотрудничает ли такой человек с Алькар Л2 Админ Тим - хз.
Соотв можно только догадываться как пишутся квесты на ПТС, но что-то мне кажется что так же как и все остальное.
Там простенький скриптовый язык. Впрочем, дилетанту лично я бы не доверил даже какой-нибудь skills.txt редактировать. Я убедился, что многие (админы ГФШ в том числе) даже толком не знают - на что и как влияют те или иные параметры в конфигах.
Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка.